Общество,
сегодня, 12:15
«Солярочный кризис»: херсонские фермеры могут не собрать урожай из-за цен на топливо

Отраслевая ассоциация «Народный фермер» бьет в набат: без вмешательства государства осенне-полевые работы могут встать, что ударит по продовольственной безопасности страны.
Осенняя страда – горячая пора уборки урожая и сева озимых – оказалась на грани срыва из-за обвального роста цен на дизельное топливо. Отчаявшиеся аграрии через отраслевую ассоциацию «Народный фермер» направили официальное обращение в Правительство РФ с мольбой о помощи.
По данным мониторинга, проведенного ассоциацией, за последние несколько недель оптовые цены на солярку взлетели на головокружительные 35%. Если в начале августа тонну топлива можно было приобрести в среднем за 55-60 тысяч рублей, то сейчас котировки уверенно перешагнули рубеж в 80-85 тысяч.
Но даже по таким заоблачным расценкам топливо не всегда удается найти. «Блокнот Херсон» рассказывал, что в середине сентября бензин вовсе пропал в регионе.

«Запредельные цифры и пустые заправки»: голос с полей
Если официальная статистика говорит сухими процентами, то фермеры на местах – рублями и остановленной техникой:
«Комбайн «Джон Дир» или «Акрос» в час жгует от 25 до 40 литров солярки. В сутки – почти тонна. Раньше это обходилось в 60-70 тысяч, сейчас – под 100. Мы считаем каждый гектар, и иногда проще остановить уборочную, чем работать себе в убыток», – делится по телефону глава крестьянско-фермерского хозяйства из Ставрополья.
«Проблема не только в цене, но и в физическом отсутствии топлива, – вторит ему аграрий. – Заявки на 50 тонн выполняют на 15-20. Мы стоим в очередях на заправках, как в лихие 90-е. А время не ждет: перестоявшее зерно начинает осыпаться, дожди могут вообще похоронить урожай».
Почему это катастрофа для всех, даже для тех, кто далек от сельского хозяйства?
Остановка осенне-полевых работ – это не локальная проблема фермеров. Это цепная реакция, которая аукнется каждому.
Неубранный вовремя урожай – это прямые потери. Зерно, подсолнечник, кукуруза – либо сгниют под дождями, либо их качество резко упадет. Это означает убытки для аграриев и потенциальный рост цен на хлеб, крупы, растительное масло в будущем.

Сентябрь – крайний срок для сева озимых культур (пшеницы, ржи, ячменя), которые дадут всходы следующей весной. Если не успеть посеять из-за нехватки топлива для тракторов, в 2026 году страна может столкнуться с дефицитом зерна. Это уже вопрос продовольственной безопасности.
Вспашка, боронование, внесение удобрений – все это требует работы мощной дизельной техники. Приостановка этих процессов ухудшит агрофон и снизит потенциал урожайности на годы вперед.
В чем же корень «солярочного кризиса»?
Эксперты называют несколько причин, создавших шторм. Во-первых, высокий спрос со стороны АПК. Осень – пик потребления дизтоплива в сельском хозяйстве. Во-вторых, плановый ремонт на НПЗ. Ряд российских нефтеперерабатывающих заводов традиционно проходит техническое обслуживание осенью, что сокращает объемы переработки и, следовательно, предложение на рынке.
Колебания мировых цен на нефть и логистические издержки. Эти факторы также вносят свою лепту в формирование конечной цены. По некоторым данным, увеличившийся экспорт нефтепродуктов делает их более выгодными для поставщиков, чем продажа на внутреннем рынке.
В своем обращении «Народный фермер» предлагает конкретные меры: введение временных ограничений на экспорт светлых нефтепродуктов, прямое адресное субсидирование топливных расходов для аграриев в ключевой период и усиление контроля за спекуляциями на оптовом рынке.
Следим, разбираемся, публикуем первыми — всё в нашем Telegram-канале.
Осенняя страда – горячая пора уборки урожая и сева озимых – оказалась на грани срыва из-за обвального роста цен на дизельное топливо. Отчаявшиеся аграрии через отраслевую ассоциацию «Народный фермер» направили официальное обращение в Правительство РФ с мольбой о помощи.
По данным мониторинга, проведенного ассоциацией, за последние несколько недель оптовые цены на солярку взлетели на головокружительные 35%. Если в начале августа тонну топлива можно было приобрести в среднем за 55-60 тысяч рублей, то сейчас котировки уверенно перешагнули рубеж в 80-85 тысяч.
Но даже по таким заоблачным расценкам топливо не всегда удается найти. «Блокнот Херсон» рассказывал, что в середине сентября бензин вовсе пропал в регионе.

«Запредельные цифры и пустые заправки»: голос с полей
Если официальная статистика говорит сухими процентами, то фермеры на местах – рублями и остановленной техникой:
«Комбайн «Джон Дир» или «Акрос» в час жгует от 25 до 40 литров солярки. В сутки – почти тонна. Раньше это обходилось в 60-70 тысяч, сейчас – под 100. Мы считаем каждый гектар, и иногда проще остановить уборочную, чем работать себе в убыток», – делится по телефону глава крестьянско-фермерского хозяйства из Ставрополья.
«Проблема не только в цене, но и в физическом отсутствии топлива, – вторит ему аграрий. – Заявки на 50 тонн выполняют на 15-20. Мы стоим в очередях на заправках, как в лихие 90-е. А время не ждет: перестоявшее зерно начинает осыпаться, дожди могут вообще похоронить урожай».
Почему это катастрофа для всех, даже для тех, кто далек от сельского хозяйства?
Остановка осенне-полевых работ – это не локальная проблема фермеров. Это цепная реакция, которая аукнется каждому.
Неубранный вовремя урожай – это прямые потери. Зерно, подсолнечник, кукуруза – либо сгниют под дождями, либо их качество резко упадет. Это означает убытки для аграриев и потенциальный рост цен на хлеб, крупы, растительное масло в будущем.

Сентябрь – крайний срок для сева озимых культур (пшеницы, ржи, ячменя), которые дадут всходы следующей весной. Если не успеть посеять из-за нехватки топлива для тракторов, в 2026 году страна может столкнуться с дефицитом зерна. Это уже вопрос продовольственной безопасности.
Вспашка, боронование, внесение удобрений – все это требует работы мощной дизельной техники. Приостановка этих процессов ухудшит агрофон и снизит потенциал урожайности на годы вперед.
В чем же корень «солярочного кризиса»?
Эксперты называют несколько причин, создавших шторм. Во-первых, высокий спрос со стороны АПК. Осень – пик потребления дизтоплива в сельском хозяйстве. Во-вторых, плановый ремонт на НПЗ. Ряд российских нефтеперерабатывающих заводов традиционно проходит техническое обслуживание осенью, что сокращает объемы переработки и, следовательно, предложение на рынке.
Колебания мировых цен на нефть и логистические издержки. Эти факторы также вносят свою лепту в формирование конечной цены. По некоторым данным, увеличившийся экспорт нефтепродуктов делает их более выгодными для поставщиков, чем продажа на внутреннем рынке.
В своем обращении «Народный фермер» предлагает конкретные меры: введение временных ограничений на экспорт светлых нефтепродуктов, прямое адресное субсидирование топливных расходов для аграриев в ключевой период и усиление контроля за спекуляциями на оптовом рынке.
Следим, разбираемся, публикуем первыми — всё в нашем Telegram-канале.
Подписывайтесь на «Блокнот Херсон» — чтобы не пропустить правду.
Новости на Блoкнoт-Херсон