Политика,
сегодня, 09:52
Завышенные зарплаты, низкие цены и убитые дороги Херсонщины: нашумевшее интервью депутата Александра Фомина

Читайте также:
Ранее Александр Фомин уже рассказывал о проблемах Херсонской области, и его инициатива нашла широкую поддержку.
Продолжая разговор, депутат не только остановился на ежедневных трудностях жителей региона, но и предложил конкретные пути решения этих вопросов.

О том, о чём не принято, но необходимо говорить открыто, далее в нашей второй части.
Кто из херсонцев живёт лучше
- Кому из херсонцев живётся лучше – селянам или горожанам?
- В Херсонской области не так много-то городов. На левобережье крупнейшие - Новая Каховка и Каховка, которые действительно в моем понимании похожи на классические города: промышленность, многоэтажки, широкие проспекты. Но сейчас они фактически в зоне ЛБС и похожи больше на Припять. Есть маленькие портовые, которым на данный исторический момент повезло стать крупнейшими в регионе: Геническ и Скадовск. Их население примерно 20-30 тысяч в агломерации с близлежащими поселками.
Не могу сказать, что кому-то хуже, кому-то лучше живется в зависимости от места обитания. Когда я ездил по сёлам, то видел, что люди, которые хотят работать вблизи от дома, нанимаются к фермерам. Они работают в полях. Их заработок свыше 100-150 тысяч рублей. Затем они сами покупают какую-то сельхозтехнику и обрабатывают уже свою землю.
Единственная проблема сёл – социальная инфраструктура: здравоохранение, образование, культмассовый сектор, спортивные и детские площадки, дороги. В городах, которые я назвал – Скадовск и Геническ, там с этим будет получше. Многое находится под боком, хотя и не всегда работает так, как и должно быть. Работы же в городах с избытком. С учетом условно высоких зарплат люди могут снимать жильё и даже что-то откладывать. Но жить с шиком не получится.
- Можете ли вы про себя сказать, что лично ваша жизнь отличается в лучшую сторону от жизни большинства херсонцев?
- Херсонцы от истории, которая произошла в 2022 году, получили как позитивные, так и негативные моменты.
У людей на «материке» есть, например, ипотека. Они тянут эту лямку с ипотекой, причем независимо от ситуации на рынке труда, от размера своей заработной платы, но они с жильем и работой. Люди же, переехавшие из Херсона или других населенных пунктов на Правом берегу Днепра, получили сертификаты и возможность получать высокие зарплаты. Некоторые сделали неплохую карьеру за эти пару лет. Или взять тех, кто приехал в Херсонскую область работать из других российских регионов. Они могут спокойно уехать к себе обратно. Но такой опции нет у самих херсонцев. Местные жители и люди с материка находятся в одинаковых условиях, но с той оговоркой, что у херсонцев в 2022 году была нарушена нормальная жизнь. Они получили неплохую компенсацию, но ранее их вытянули из комфортной среды обитания.
- Что вы знаете о «новых русских херсонцах», их быстро сколоченных в неспокойное время капиталах, происхождение которых может вызывать зависть и недоумение?
- Не буду называть имён, но, конечно же, уже есть такая прослойка новых русских херсонцев.
Скорее всего, такие семьи сколотили свои капиталы ещё до событий 2022 года. Они смогли их сохранить, хотя, возможно, и приумножить. Либо, как минимум, не потерять. Есть другая категория людей. Они приехали из других регионов, попали в струю, особенно это касается сельского хозяйства. Затем, может быть, не всегда законными способами смогли получить большой профит и на этом сделать определённый капитал. Остальные предприниматели, которые держат кофейни, какие-то кафе или ресторанчики, они работают по 16 часов в сутки или больше, пытаясь заработать не самые большие деньги.
Работа всех любит
- Херсонцы жалуются на высокие цены и на системную безработицу. Или не всё так уж и плохо? Потому что люди по натуре своей любят жаловаться.
- Очень хороший, прекрасный вопрос. В Херсонской области профицит рабочих мест и вакансий. Знаю об этом как координатор проекта «Моя карьера с Единой Россией» - взаимодействую постоянно с местными центрами занятости.
В новых субъектах около 40 000 вакансий. В Херсонской области открыты около 2000 различных вакансий - требуются: учителя, агрономы, строители. Приезжай, устраивайся и работай. Безработицы в Херсонской области быть не может. Скорее, это действительно привычка жаловаться. То же и по ценам. Если они и отличаются от материка, как принято сейчас сравнивать, то от силы на 10-15 процентов. Хотя вот мои товарищи приехали из Новороссийска и рассказали, что цены на продукты в Херсонской области дешевле.
- А с зарплатами что? Работать за идею горазд не каждый.
- Порой зарплаты на Херсонщине завышены. Те функции и действия, которые осуществляют некоторые управленцы, они не отвечают выдаваемому ими результату. Их уровень компетенций не отвечает занимаемым должностям. Более того, высокие зарплаты в госсекторе заставляют частный сектор либо сидеть без кадров, потому что они объективно не могут платить столько же. В госсекторе у нас платят часто более 100 000 рублей. В Херсонской области зарплаты, считаю, высокие, прекрасные. Обычный продавец магазина может получать 70-80 тысяч рублей. При этом живёт в сельской местности, держит огород и в ипотеке не нуждается. Все прекрасно. В то же время люди в других субъектах РФ получают меньшие деньги, у них ипотеки и как-то выживают. У нас не рай с зарплатами, но они на хорошем уровне.
Где на Херсонщине безопасно
- Где именно в Херсонской области вы чувствуете себя в безопасности в физическом смысле, а где нет?
- Если брать, условно говоря, нижнюю часть Херсонской области, охватывающую Генический округ, что идёт вдоль побережья Азовского моря, Каланчакский округ, Скадовский округ, то их я считаю безопасными. Не более опасными территориями, чем Крым либо какая-то материковая часть страны. А более опасно, что абсолютно логично, в Новой Каховке, Каховке и непосредственно в Великой, или Большой Лепетихе – это поселок в Каховском округе. Опасно там, где есть выходы к реке Днепр, и где у нас, в Херсонской области, проходит ЛБС - линия боевого соприкосновения.

- Попадали ли вы, ваши родные или друзья, под удары дронов, под обстрелы?
- Помню, когда возглавлял региональное отделение Народного фронта, то наши активисты, волонтёры периодически попадали под обстрелы. Однажды был поврежден автомобиль. Мне, наверное, просто везло.
Выздоровеет ли херсонская медицина
- Вы обращаетесь за медицинской помощью в Херсонской области или за её пределами? Всегда ли вы можете найти в Херсонской области нужного врача?
- Я за традиционную медицину, без всяких народных целителей. Слава Богу, мне не так часто плохо бывает, чтобы обращаться к врачам. Но я знаю, что в Херсонской области есть проблемы с хирургией, со специалистами по части урологии, гинекологии и многого другого. Такие проблемы даже в Генической ЦРБ, которая условно считается столичной больницей.
Недаром же в наш регион приезжают врачи из других субъектов РФ, чтобы помогать принимать пациентов в условиях дефицита местных специалистов. Когда мне было плохо или случилось ДТП, то я обращался в нашу Геническую ЦРБ, и мне была в целом оказана неплохая медпомощь.
Знаю из телеграм-каналов о многочисленных жалобах жителей Херсонщины на медицинское обслуживание. Но проблема со здравоохранением - не чисто херсонская история, а общефедеральная. Посещал Скадовскую, Каланчакскую больницы, и был в больнице, по-моему, Великой Лепетихи. Материально-техническое обеспечение там неплохое, но оно действенно, когда хватает докторов и медсестер. Это печально, но у нас пока такая ситуация в медицине.
- Почему недостает врачей на Херсонщине – общей практики и «узких» специалистов?
- Это, во-первых, извечная проблема в российских регионах, а, во-вторых, никто сюда не поедет работать. По объективным причинам и субъективным. Объективные - недостаточная безопасность, а субъективные в том, что есть человек просто боится. Зачем классному доктору менять свою жизнь в более-менее комфортном крупном городе России на Геническ. Это ещё если человеку повезёт, то он окажется в Генической больнице, а не в какой-нибудь условной Ивановке.
- Вы видите подвижки в плане улучшения ситуации в сфере здравоохранения Херсонской области?
- Вижу, что в регион поставляется огромное количество различного медицинского оборудования, чем федеральные власти пытаются выровнять общую ситуацию на фоне приезда иногородних врачей. Но главное, что регион пришел к варианту с направлением «сложных» пациентов на лечение в Крым либо другие субъекты страны.
- Что надо сделать херсонским властям для улучшения ситуации в региональном здравоохранении?
- Есть классная федерально-региональная программа «Земский врач», предусматривающая дополнительные выплаты приезжающим работать и жить на Херсонщину медицинским специалистам. Но она почему-то не всегда работает в полной мере. Надо, возможно, пересмотреть ее положения. Поясню. При условно высоких заработных платах медиков в регионе иногородние специалисты приезжают в голое поле: они вынуждены ежемесячно снимать за 20-40 тысяч рублей дом либо гостиничный номер. В итоге, эти 40 000 рублей во многом перекрывают тот материальный плюс, ради которого приехал человек.
На врача надо отучиться минимум 8 лет – университет и ординатура. Но затем приехать работать в херсонскую степь за невысокую заработную плату и сидеть здесь под ракетами – это, знаете ли, сомнительное удовольствие. Никто на это в здравом уме не согласится.
Если мы кого-то из врачей хотим привлечь, мы должны его в первую очередь обеспечить жильем. Причем с тем условием, что через некоторое время оно перейдет ему в собственность. Такая практика в других регионах успешно применяется. Если так у нас будет, то привлекательность работы на Херсонщине для иногородних специалистов сильно вырастет. Далее. Необходимо студентам Херсонского медицинского колледжа дать возможность продолжить обучение в профильных высших учебных заведениях. Но для этого отбор уже в сам колледж должен быть максимально профессиональным и жёстким. Чтобы образование там, а оно дорогостоящее, не получали случайные люди.
Дороги без дураков
- Второе условное место по количеству жалоб херсонцев приходится на разбитые дороги. Удастся ли с ними что-то сделать в отличие от дураков?
- Мне удалось объехать всю Херсонскую область. В её Нижней части, которая идет вдоль Азовского побережья, дороги в целом неплохие. Хотя есть ужасная дорога от поселка Каланчак в сторону Скадовска - это просто какой-то танкодром. Но отмечу, что началось их восстановление. Крайне некомфортно добираться в сторону Новой Каховки.
Хотя в других населённых пунктах, где я побывал – это Нижние Серогозы и та же Лепетиха, прибрежные городки – в большинстве своем дороги хорошие. Конечно, есть какие-то определённые исключения по переулкам. И местами есть просто ужасные дороги.
Но в целом улучшения по части ремонта и строительства дорог налицо. В исправлении ситуации заинтересованы сами власти, ведь это можно дать сразу как хорошую картинку. Во-вторых, французы провели исследование, что хорошие дороги приводят к росту ВВП, росту экономики. Чем не повод их строить и приводить в порядок.
- Так что мешает делать это быстрее и в больших объемах? Денег вроде как хватает.
- Здесь встану на сторону исполнительной власти. По объективным причинам отремонтировать дороги, скажем, в 15-30 километровой зоне, либо даже в 100 километрах от зоны ЛБС не всегда, во-первых, безопасно, а, во-вторых, пока не совсем рационально. Сейчас там нет мощных транспортных потоков. И к каждому дому хорошую дорогу не сделать – это невозможно.
Поэтому я не назвал бы дорожную проблему второй по насущности. Хотя понимаю, что на дороги жалуются люди из провинции округов, которые находятся ближе к зоне ЛБС.
- На чём вы сами передвигаетесь по Херсонщине - по служебным и личным делам? У вас есть водитель?
- Нет, водителя у меня нет, передвигаюсь на собственном транспортном средстве. Очень страдаю иногда от херсонских дорог. Особенно, когда съезжаю с федеральной трассы «Новороссия» в какой-то отдалённый населённый пункт. Или когда еду по своей Генгорке. По этим «чудесным» бетонным плитам, из которых торчат куски арматуры. Еду и плачу горькими слезами, как и другие жители Херсонской области, подсчитывая, во сколько скоро встанет ремонт авто.
Автомобиль у меня низкий, его обслуживание выходит в очень большую копеечку. В иной месяц на ремонт машины уходит половина моей зарплаты.
Автобусы есть, водителей нет
- В Херсонской области плохо курсирует общественный транспорт. Его не хватает, а тот, что есть, вызывает слёзы в большинстве своём.
- С общественным транспортом действительно есть проблемы. Даже в моей Генгорке за все годы не удосужились запустить нормально действующий, по всем правилам городской автобус. Автобус уходит рано утром, в неудобное время.
В Геническе более-менее общественный транспорт нормально ходит. Но это хоть и условная, но столица региона. Про другие населённые пункты, если не брать крупные Скадовск или обе Каховки, так не скажешь.
- Чем вызвана проблема дефицита общественного транспорта?
- Если говорить о государственных транспортных предприятиях, то у них есть техника – я сам вижу десятки новых автобусов в автопарках. Но им не хватает водителей. Водителей автобусов, в принципе, даже в советское время не хватало. Это была высокооплачиваемая, но сложная профессия. В условиях нашего региона этих специалистов: А) не хватает; Б) у нас почему-то иногда возникают нюансы со своевременной выплатой заработной платы; и В) фактор безопасности – автобусы запросто могут подвергнуться вражеским атакам. Поэтому люди в эту профессию не очень-то охотно идут.
Если говорить о частных предприятиях, то в целом сейчас это не особо выгодная история: использование автобуса, его эксплуатация предусматривает не только расходы на топливо, но ещё и его обслуживание после трясок по дорогам. А мы с вами уже обсуждали, что херсонские дороги далеко не самые лучшие в стране. Вдобавок эксплуатация автобуса, например, на направлении из Геническа в Каховку или Новую Каховку экономически абсолютно невыгодно. Во-первых, нет того пассажиропотока, который ранее был. Второе: убитые дороги убьют быстро сам автобус. Ситуация с общественным транспортом сложная, да.
- Какие пути решения этой проблемы вы видите?
- Пока у нас может быть эффективным только государственный перевозчик. В советское время - я просто темой транспорта увлекался - зарплата водителя автобуса или троллейбуса при средней советской зарплате в 120 рублей была 200 и даже 250 рублей.
Надо и сейчас платить соответствующие заработные платы людям, попутно оптимизировать транспортную сеть. То есть раз в две недели или раз в неделю хотя бы один автобус должен заезжать в те или иные малые населённые пункты. Люди точно знают, что этот автобус приедет. Должны быть чёткие графики движения. Только такой вариант, ничего другого тут не придумать.
Губит людей вода
- Третье условное место среди социальных проблем - перебои с водой и электричеством. Не секрет, что воды постоянно или периодически нет во многих населённых пунктах, а электричество там и сям отключают на период от нескольких часов до суток и более. Всегда ли в этом виноваты атаки ВСУ, в ходе которых нарушается работа энергетического оборудования?
- Вы знаете, я нахожусь в Геническе и даже здесь часто сталкиваюсь с отключениями воды и света. В этом скорее «да», чем «нет» виноваты действительно обстрелы и атаки. А вот что касается территории в 15-30-километровой зоны от ЛБС, то мой ответ ее жителям не понравится. В своё время им предоставлялась возможность выехать с этой небезопасной и неспокойной территории, получив от государства жилищный сертификат и сумму на обустройство в другом субъекте России. Они отказались, о чем надо говорить честно. Экономической пользы от проживания этих людей вблизи ЛБС практически нет. А посылать туда постоянно ремонтно-восстановительные бригады, которых и так немного, выезжать в каждый хуторок с населением в полтора или несколько десятков человек, не всегда есть возможность. Члены этих бригад тоже люди, и за ними к тому же закреплена дорогая техника.
В прошлом году мы с Народным фронтом и с одним из шефствующих регионов смогли привезти водяной насос в небольшой населённый пункт Генического округа. Я всё понимаю. Но это деревенька с 30-50 жителями. Давайте будем объективными. Только самое богатое государство или самый богатый регион сможет поставлять бесперебойно воду и свет в самые отдалённые населённые пункты. Если мы говорим об условно Нижней части Херсонского региона, то там таких, серьезных перебоев не наблюдается. Если говорить о зоне соприкосновения с ЛБС, то там объективно невозможно предоставлять все необходимые услуги по водо- и электроснабжению.

- Как вы думаете, когда прекратятся постоянные отключения воды и света?
- Хотелось бы верить, когда закончится СВО. Но тут уже всё зависит от тех чиновников и тех специалистов, которые будут находиться на местах. Если дать даже «Мерседес» человеку с кривыми руками, то он и эту немецкую надежную машину убьёт за пару месяцев. То же самое касается и тех, кто управляет коммунальным и водным хозяйством.
Фото из личного архива А. А. Фомина
Наша справка
Александр Александрович Фомин (род. 06.10.1988, г. Херсон) - депутат Херсонской областной Думы от партии «Единая Россия». Координатор партийного проекта «Моя карьера с Единой Россией» в Херсонской области. Кандидат филологических наук. Член ОНФ и Союза журналистов России. Трудовой путь начинал в Министерстве социальной политики Украины, был начальником отдела ВЭД на ПАО Завод «Маяк». Много лет работал в местных редакциях федеральных российских СМИ («Звезда»; МИА «Россия сегодня», АО «Москва Медиа»). В 2022 году был помощником замглавы администрации Херсонской областной ВГА. Не женат, в разводе (есть сын). В 2018-м занесен в базу «Миротворец», в 2023-м - повторно. Отец - участник СВО, капитан дальнего плавания, погиб в 2025-м в Брянской области.
Новости на Блoкнoт-Херсон
Продолжая разговор, депутат не только остановился на ежедневных трудностях жителей региона, но и предложил конкретные пути решения этих вопросов.

О том, о чём не принято, но необходимо говорить открыто, далее в нашей второй части.
Кто из херсонцев живёт лучше
- Кому из херсонцев живётся лучше – селянам или горожанам?
- В Херсонской области не так много-то городов. На левобережье крупнейшие - Новая Каховка и Каховка, которые действительно в моем понимании похожи на классические города: промышленность, многоэтажки, широкие проспекты. Но сейчас они фактически в зоне ЛБС и похожи больше на Припять. Есть маленькие портовые, которым на данный исторический момент повезло стать крупнейшими в регионе: Геническ и Скадовск. Их население примерно 20-30 тысяч в агломерации с близлежащими поселками.
Не могу сказать, что кому-то хуже, кому-то лучше живется в зависимости от места обитания. Когда я ездил по сёлам, то видел, что люди, которые хотят работать вблизи от дома, нанимаются к фермерам. Они работают в полях. Их заработок свыше 100-150 тысяч рублей. Затем они сами покупают какую-то сельхозтехнику и обрабатывают уже свою землю.
Единственная проблема сёл – социальная инфраструктура: здравоохранение, образование, культмассовый сектор, спортивные и детские площадки, дороги. В городах, которые я назвал – Скадовск и Геническ, там с этим будет получше. Многое находится под боком, хотя и не всегда работает так, как и должно быть. Работы же в городах с избытком. С учетом условно высоких зарплат люди могут снимать жильё и даже что-то откладывать. Но жить с шиком не получится.
- Можете ли вы про себя сказать, что лично ваша жизнь отличается в лучшую сторону от жизни большинства херсонцев?
- Херсонцы от истории, которая произошла в 2022 году, получили как позитивные, так и негативные моменты.
У людей на «материке» есть, например, ипотека. Они тянут эту лямку с ипотекой, причем независимо от ситуации на рынке труда, от размера своей заработной платы, но они с жильем и работой. Люди же, переехавшие из Херсона или других населенных пунктов на Правом берегу Днепра, получили сертификаты и возможность получать высокие зарплаты. Некоторые сделали неплохую карьеру за эти пару лет. Или взять тех, кто приехал в Херсонскую область работать из других российских регионов. Они могут спокойно уехать к себе обратно. Но такой опции нет у самих херсонцев. Местные жители и люди с материка находятся в одинаковых условиях, но с той оговоркой, что у херсонцев в 2022 году была нарушена нормальная жизнь. Они получили неплохую компенсацию, но ранее их вытянули из комфортной среды обитания.
- Что вы знаете о «новых русских херсонцах», их быстро сколоченных в неспокойное время капиталах, происхождение которых может вызывать зависть и недоумение?
- Не буду называть имён, но, конечно же, уже есть такая прослойка новых русских херсонцев.
Скорее всего, такие семьи сколотили свои капиталы ещё до событий 2022 года. Они смогли их сохранить, хотя, возможно, и приумножить. Либо, как минимум, не потерять. Есть другая категория людей. Они приехали из других регионов, попали в струю, особенно это касается сельского хозяйства. Затем, может быть, не всегда законными способами смогли получить большой профит и на этом сделать определённый капитал. Остальные предприниматели, которые держат кофейни, какие-то кафе или ресторанчики, они работают по 16 часов в сутки или больше, пытаясь заработать не самые большие деньги.
Работа всех любит
- Херсонцы жалуются на высокие цены и на системную безработицу. Или не всё так уж и плохо? Потому что люди по натуре своей любят жаловаться.
- Очень хороший, прекрасный вопрос. В Херсонской области профицит рабочих мест и вакансий. Знаю об этом как координатор проекта «Моя карьера с Единой Россией» - взаимодействую постоянно с местными центрами занятости.
В новых субъектах около 40 000 вакансий. В Херсонской области открыты около 2000 различных вакансий - требуются: учителя, агрономы, строители. Приезжай, устраивайся и работай. Безработицы в Херсонской области быть не может. Скорее, это действительно привычка жаловаться. То же и по ценам. Если они и отличаются от материка, как принято сейчас сравнивать, то от силы на 10-15 процентов. Хотя вот мои товарищи приехали из Новороссийска и рассказали, что цены на продукты в Херсонской области дешевле.
- А с зарплатами что? Работать за идею горазд не каждый.
- Порой зарплаты на Херсонщине завышены. Те функции и действия, которые осуществляют некоторые управленцы, они не отвечают выдаваемому ими результату. Их уровень компетенций не отвечает занимаемым должностям. Более того, высокие зарплаты в госсекторе заставляют частный сектор либо сидеть без кадров, потому что они объективно не могут платить столько же. В госсекторе у нас платят часто более 100 000 рублей. В Херсонской области зарплаты, считаю, высокие, прекрасные. Обычный продавец магазина может получать 70-80 тысяч рублей. При этом живёт в сельской местности, держит огород и в ипотеке не нуждается. Все прекрасно. В то же время люди в других субъектах РФ получают меньшие деньги, у них ипотеки и как-то выживают. У нас не рай с зарплатами, но они на хорошем уровне.
Где на Херсонщине безопасно
- Где именно в Херсонской области вы чувствуете себя в безопасности в физическом смысле, а где нет?
- Если брать, условно говоря, нижнюю часть Херсонской области, охватывающую Генический округ, что идёт вдоль побережья Азовского моря, Каланчакский округ, Скадовский округ, то их я считаю безопасными. Не более опасными территориями, чем Крым либо какая-то материковая часть страны. А более опасно, что абсолютно логично, в Новой Каховке, Каховке и непосредственно в Великой, или Большой Лепетихе – это поселок в Каховском округе. Опасно там, где есть выходы к реке Днепр, и где у нас, в Херсонской области, проходит ЛБС - линия боевого соприкосновения.

- Попадали ли вы, ваши родные или друзья, под удары дронов, под обстрелы?
- Помню, когда возглавлял региональное отделение Народного фронта, то наши активисты, волонтёры периодически попадали под обстрелы. Однажды был поврежден автомобиль. Мне, наверное, просто везло.
Выздоровеет ли херсонская медицина
- Вы обращаетесь за медицинской помощью в Херсонской области или за её пределами? Всегда ли вы можете найти в Херсонской области нужного врача?
- Я за традиционную медицину, без всяких народных целителей. Слава Богу, мне не так часто плохо бывает, чтобы обращаться к врачам. Но я знаю, что в Херсонской области есть проблемы с хирургией, со специалистами по части урологии, гинекологии и многого другого. Такие проблемы даже в Генической ЦРБ, которая условно считается столичной больницей.
Недаром же в наш регион приезжают врачи из других субъектов РФ, чтобы помогать принимать пациентов в условиях дефицита местных специалистов. Когда мне было плохо или случилось ДТП, то я обращался в нашу Геническую ЦРБ, и мне была в целом оказана неплохая медпомощь.
Знаю из телеграм-каналов о многочисленных жалобах жителей Херсонщины на медицинское обслуживание. Но проблема со здравоохранением - не чисто херсонская история, а общефедеральная. Посещал Скадовскую, Каланчакскую больницы, и был в больнице, по-моему, Великой Лепетихи. Материально-техническое обеспечение там неплохое, но оно действенно, когда хватает докторов и медсестер. Это печально, но у нас пока такая ситуация в медицине.
- Почему недостает врачей на Херсонщине – общей практики и «узких» специалистов?
- Это, во-первых, извечная проблема в российских регионах, а, во-вторых, никто сюда не поедет работать. По объективным причинам и субъективным. Объективные - недостаточная безопасность, а субъективные в том, что есть человек просто боится. Зачем классному доктору менять свою жизнь в более-менее комфортном крупном городе России на Геническ. Это ещё если человеку повезёт, то он окажется в Генической больнице, а не в какой-нибудь условной Ивановке.
- Вы видите подвижки в плане улучшения ситуации в сфере здравоохранения Херсонской области?
- Вижу, что в регион поставляется огромное количество различного медицинского оборудования, чем федеральные власти пытаются выровнять общую ситуацию на фоне приезда иногородних врачей. Но главное, что регион пришел к варианту с направлением «сложных» пациентов на лечение в Крым либо другие субъекты страны.
- Что надо сделать херсонским властям для улучшения ситуации в региональном здравоохранении?
- Есть классная федерально-региональная программа «Земский врач», предусматривающая дополнительные выплаты приезжающим работать и жить на Херсонщину медицинским специалистам. Но она почему-то не всегда работает в полной мере. Надо, возможно, пересмотреть ее положения. Поясню. При условно высоких заработных платах медиков в регионе иногородние специалисты приезжают в голое поле: они вынуждены ежемесячно снимать за 20-40 тысяч рублей дом либо гостиничный номер. В итоге, эти 40 000 рублей во многом перекрывают тот материальный плюс, ради которого приехал человек.
На врача надо отучиться минимум 8 лет – университет и ординатура. Но затем приехать работать в херсонскую степь за невысокую заработную плату и сидеть здесь под ракетами – это, знаете ли, сомнительное удовольствие. Никто на это в здравом уме не согласится.
Если мы кого-то из врачей хотим привлечь, мы должны его в первую очередь обеспечить жильем. Причем с тем условием, что через некоторое время оно перейдет ему в собственность. Такая практика в других регионах успешно применяется. Если так у нас будет, то привлекательность работы на Херсонщине для иногородних специалистов сильно вырастет. Далее. Необходимо студентам Херсонского медицинского колледжа дать возможность продолжить обучение в профильных высших учебных заведениях. Но для этого отбор уже в сам колледж должен быть максимально профессиональным и жёстким. Чтобы образование там, а оно дорогостоящее, не получали случайные люди.
Дороги без дураков
- Второе условное место по количеству жалоб херсонцев приходится на разбитые дороги. Удастся ли с ними что-то сделать в отличие от дураков?
- Мне удалось объехать всю Херсонскую область. В её Нижней части, которая идет вдоль Азовского побережья, дороги в целом неплохие. Хотя есть ужасная дорога от поселка Каланчак в сторону Скадовска - это просто какой-то танкодром. Но отмечу, что началось их восстановление. Крайне некомфортно добираться в сторону Новой Каховки.
Хотя в других населённых пунктах, где я побывал – это Нижние Серогозы и та же Лепетиха, прибрежные городки – в большинстве своем дороги хорошие. Конечно, есть какие-то определённые исключения по переулкам. И местами есть просто ужасные дороги.
Но в целом улучшения по части ремонта и строительства дорог налицо. В исправлении ситуации заинтересованы сами власти, ведь это можно дать сразу как хорошую картинку. Во-вторых, французы провели исследование, что хорошие дороги приводят к росту ВВП, росту экономики. Чем не повод их строить и приводить в порядок.
- Так что мешает делать это быстрее и в больших объемах? Денег вроде как хватает.
- Здесь встану на сторону исполнительной власти. По объективным причинам отремонтировать дороги, скажем, в 15-30 километровой зоне, либо даже в 100 километрах от зоны ЛБС не всегда, во-первых, безопасно, а, во-вторых, пока не совсем рационально. Сейчас там нет мощных транспортных потоков. И к каждому дому хорошую дорогу не сделать – это невозможно.
Поэтому я не назвал бы дорожную проблему второй по насущности. Хотя понимаю, что на дороги жалуются люди из провинции округов, которые находятся ближе к зоне ЛБС.
- На чём вы сами передвигаетесь по Херсонщине - по служебным и личным делам? У вас есть водитель?
- Нет, водителя у меня нет, передвигаюсь на собственном транспортном средстве. Очень страдаю иногда от херсонских дорог. Особенно, когда съезжаю с федеральной трассы «Новороссия» в какой-то отдалённый населённый пункт. Или когда еду по своей Генгорке. По этим «чудесным» бетонным плитам, из которых торчат куски арматуры. Еду и плачу горькими слезами, как и другие жители Херсонской области, подсчитывая, во сколько скоро встанет ремонт авто.
Автомобиль у меня низкий, его обслуживание выходит в очень большую копеечку. В иной месяц на ремонт машины уходит половина моей зарплаты.
Автобусы есть, водителей нет
- В Херсонской области плохо курсирует общественный транспорт. Его не хватает, а тот, что есть, вызывает слёзы в большинстве своём.
- С общественным транспортом действительно есть проблемы. Даже в моей Генгорке за все годы не удосужились запустить нормально действующий, по всем правилам городской автобус. Автобус уходит рано утром, в неудобное время.
В Геническе более-менее общественный транспорт нормально ходит. Но это хоть и условная, но столица региона. Про другие населённые пункты, если не брать крупные Скадовск или обе Каховки, так не скажешь.
- Чем вызвана проблема дефицита общественного транспорта?
- Если говорить о государственных транспортных предприятиях, то у них есть техника – я сам вижу десятки новых автобусов в автопарках. Но им не хватает водителей. Водителей автобусов, в принципе, даже в советское время не хватало. Это была высокооплачиваемая, но сложная профессия. В условиях нашего региона этих специалистов: А) не хватает; Б) у нас почему-то иногда возникают нюансы со своевременной выплатой заработной платы; и В) фактор безопасности – автобусы запросто могут подвергнуться вражеским атакам. Поэтому люди в эту профессию не очень-то охотно идут.
Если говорить о частных предприятиях, то в целом сейчас это не особо выгодная история: использование автобуса, его эксплуатация предусматривает не только расходы на топливо, но ещё и его обслуживание после трясок по дорогам. А мы с вами уже обсуждали, что херсонские дороги далеко не самые лучшие в стране. Вдобавок эксплуатация автобуса, например, на направлении из Геническа в Каховку или Новую Каховку экономически абсолютно невыгодно. Во-первых, нет того пассажиропотока, который ранее был. Второе: убитые дороги убьют быстро сам автобус. Ситуация с общественным транспортом сложная, да.
- Какие пути решения этой проблемы вы видите?
- Пока у нас может быть эффективным только государственный перевозчик. В советское время - я просто темой транспорта увлекался - зарплата водителя автобуса или троллейбуса при средней советской зарплате в 120 рублей была 200 и даже 250 рублей.
Надо и сейчас платить соответствующие заработные платы людям, попутно оптимизировать транспортную сеть. То есть раз в две недели или раз в неделю хотя бы один автобус должен заезжать в те или иные малые населённые пункты. Люди точно знают, что этот автобус приедет. Должны быть чёткие графики движения. Только такой вариант, ничего другого тут не придумать.
Губит людей вода
- Третье условное место среди социальных проблем - перебои с водой и электричеством. Не секрет, что воды постоянно или периодически нет во многих населённых пунктах, а электричество там и сям отключают на период от нескольких часов до суток и более. Всегда ли в этом виноваты атаки ВСУ, в ходе которых нарушается работа энергетического оборудования?
- Вы знаете, я нахожусь в Геническе и даже здесь часто сталкиваюсь с отключениями воды и света. В этом скорее «да», чем «нет» виноваты действительно обстрелы и атаки. А вот что касается территории в 15-30-километровой зоны от ЛБС, то мой ответ ее жителям не понравится. В своё время им предоставлялась возможность выехать с этой небезопасной и неспокойной территории, получив от государства жилищный сертификат и сумму на обустройство в другом субъекте России. Они отказались, о чем надо говорить честно. Экономической пользы от проживания этих людей вблизи ЛБС практически нет. А посылать туда постоянно ремонтно-восстановительные бригады, которых и так немного, выезжать в каждый хуторок с населением в полтора или несколько десятков человек, не всегда есть возможность. Члены этих бригад тоже люди, и за ними к тому же закреплена дорогая техника.
В прошлом году мы с Народным фронтом и с одним из шефствующих регионов смогли привезти водяной насос в небольшой населённый пункт Генического округа. Я всё понимаю. Но это деревенька с 30-50 жителями. Давайте будем объективными. Только самое богатое государство или самый богатый регион сможет поставлять бесперебойно воду и свет в самые отдалённые населённые пункты. Если мы говорим об условно Нижней части Херсонского региона, то там таких, серьезных перебоев не наблюдается. Если говорить о зоне соприкосновения с ЛБС, то там объективно невозможно предоставлять все необходимые услуги по водо- и электроснабжению.

- Как вы думаете, когда прекратятся постоянные отключения воды и света?
- Хотелось бы верить, когда закончится СВО. Но тут уже всё зависит от тех чиновников и тех специалистов, которые будут находиться на местах. Если дать даже «Мерседес» человеку с кривыми руками, то он и эту немецкую надежную машину убьёт за пару месяцев. То же самое касается и тех, кто управляет коммунальным и водным хозяйством.
Фото из личного архива А. А. Фомина
Наша справка
Александр Александрович Фомин (род. 06.10.1988, г. Херсон) - депутат Херсонской областной Думы от партии «Единая Россия». Координатор партийного проекта «Моя карьера с Единой Россией» в Херсонской области. Кандидат филологических наук. Член ОНФ и Союза журналистов России. Трудовой путь начинал в Министерстве социальной политики Украины, был начальником отдела ВЭД на ПАО Завод «Маяк». Много лет работал в местных редакциях федеральных российских СМИ («Звезда»; МИА «Россия сегодня», АО «Москва Медиа»). В 2022 году был помощником замглавы администрации Херсонской областной ВГА. Не женат, в разводе (есть сын). В 2018-м занесен в базу «Миротворец», в 2023-м - повторно. Отец - участник СВО, капитан дальнего плавания, погиб в 2025-м в Брянской области.
Новости на Блoкнoт-Херсон